Bizimlə həyatınız həmişə işıqlı olacaq!

ФАРМАН НАБИЕВ: «РАБОТАТЬ В РЕГИОНЕ ЖУРНАЛИСТОМ НЕЗАВИСИМОГО ИЗДАНИЯ – ЭТО ПОЧТИ ГЕРОИЗМ»

198

Газета «Мингечевир ишыглары» (Огни Мингечевира) одна из двух независимых региональных газет Азербайджана, которой в течение долгих лет не только удается сохранять тираж и периодичность, но и развиваться в достаточно сложных условиях. О проблемах местных СМИ мы поговорили с редактором этого издания Фарманом Набиевым.

В городе печатные СМИ читает все меньшее количество людей, новости узнают из интернета. Как обстоят дела в регионе? Кто ваш читатель?

– «Мингечевир ишыглары» выходит с 1948 года. Старшее поколение считает ее газетой города. Несмотря на то, что от той газеты осталось только название, основными читателями все же являются люди свыше 40 лет, немало среди них пенсионеров.
Очень сложно продавать газету. В городе киосков практически не осталось. Донести газету до читателя стало проблемой. Половину тиража (1000 экземпляров в неделю) распространяем по подписке. Среди наших подписчиков большинство врачи, педагоги, банковские работники, сотрудники правоохранительных органов. Есть и студенты, но их немного. Молодежь больше читает электронную версию www.mi-news.az. Здесь новости размещаются более оперативно, есть цветные фото (сама газета черно-белая), часто размещаем видеорепортажи с места событий. Стараемся проводить расследования на основе обращений граждан в редакцию, так проблема становится общей. Такие материалы часто вызывают резонанс в городе.

Местные и зарубежные эксперты отмечают низкий уровень свободы слова в стране. Какие трудности в связи с этим вы испытываете в регионе?

– Получить информацию от государственных органов, чиновников или бизнес структур и раньше было не просто, а сейчас стало еще сложнее. Журналист не может добиться от них ответов на вопросы, интересующие граждан. Представьте, что при одном главе исполнительной власти ведется крупное строительство. Как только меняется глава, все сооружение сносят, начинают строить заново. Редакция начинает выяснять, зачем было выкинуто на воздух столько бюджетных денег, чем это здание не понравилось новому главе и что он на его месте сооружает? Но на вопросы отвечать отказываются.

В регионе всего одна-две независимые газеты, остальные функционируют как органы исполнительной власти. В них никогда не бывает критических материалов. Работающие в этих СМИ журналисты не пишут о том, что врач в бесплатной государственной больнице требует от больного взятку, что директор школы собирает деньги с учеников, председатель ЖЭКа продает справки. Основное назначение этих газет восхвалять главу города или района, освещать мероприятия, проводимые исполнительной властью.
Но и это не самое страшное. Страшна реакция чиновников на статьи в независимых изданиях: «Пишите, что хотите, нам все равно». Уверены в своей безнаказанности.

Какие темы нежелательно освещать во избежание проблем: местные или общие для всей страны, экономические или политические? Были ли у вас проблемы с освещением той или иной темы?

– Конечно, политические. Не нравится властям то, что активно освещаем темы, связанные с выборами — будь то президентские или парламентские. Хотя если начать журналистское расследование на экономическую тему, все равно ведь «докопаешься» до политики. Начинаешь выяснять результаты очередного тендера, оказывается, что все участники — и физические и юридические лица — партнеры в процессе разбазаривания бюджетных средств. Потому что тот, кто выиграл тендер, сдает некачественную работу. А тот, кто проводил его, закрывает на это глаза. Все в доле.

В чем состоят основные отличия работы журналиста в регионе от работы в столице?

– Может прозвучит громко, но, если честно, я считаю, что работать в регионе журналистом независимого издания – это почти героизм.
У столичного журналиста перед «провинциальным» есть несколько преимуществ. Начнем с того, что в столице больше информации. Во-вторых, относительно безопасно. В-третьих, в городе, работая на несколько СМИ, журналист может зарабатывать намного больше. В регионах журналистов очень мало, все бегут в город. Если из выпускников факультета журналистики кто-то приезжает в регион работать, это уже событие. Зарплаты очень низкие — ну что такое 150-200 манатов (около 200 евро) в месяц? Найти новость, критиковать в регионе трудно. Здесь все знают друг друга, сильны родственные связи. Из-за умеренной критики можешь стать объектом упреков, подвергаться преследованиям. Был у нас такой случай. Опубликовали статью, что на теплоэлектростанции у работников при приеме на работу берут сразу 2 заявления: и о приеме, и об уходе по собственному желанию с непроставленной датой. На случай, если новичок «не оправдает доверия». Коллектив в газете маленький и выяснить, чей родственник работает на станции и «слил» информацию проще простого. А потом уволенный родственник обвинил автора статьи в том, что тот лишил его детей куска хлеба.

Газета для вас – это прибыльный бизнес?

– Превратить газету в прибыльный бизнес в регионе невозможно. Рекламного рынка практически нет. Вся реклама распределяется по указанию свыше, независимые газеты в этот список не входят. Даже уведомления об утере документов и те можно размещать только в соответствующих газетах. Приходится выкручиваться.
Нам помогла и стажировка в Украине, которую несколько лет назад организовало для представителей региональных СМИ Объединение журналистов «Йени Несил». Кое что из увиденного в Мелитополе и Феодосии мы стали применять у себя в редакции. Стали публиковать объявления граждан, печатать купоны. Ищем гранты. При финансовой поддержке международных организаций удалось создать при редакции Медиа центр, Ресурсный центр, открыть небольшую типографию. Часть расходов газеты мы покрываем за счет доходов с этих подразделений. В будущем планируем электронную версию издания сделать платной, но это пока только планы. Положение остальных региональных СМИ более удручающее.

АЗЕРБАЙДЖАН /Аналитика /24.09.2013

EaP Media Freedom Watch

Şərhlər bağlıdır.